Munadarija
11-sinf kimyo fanidan imtihon javoblari 2024 yil. Kimyodan imtihon javoblari. Kimyo imtihon javoblari yuklab oling.
Kimyo javoblar
11-sinf Kimyo imtihon javoblari 2024
Tavsiya etamiz : Boshqa fanlardan imtihon javoblari
Munadarija
11-sinf kimyo fanidan imtihon javoblari 2024 yil. Kimyodan imtihon javoblari. Kimyo imtihon javoblari yuklab oling.
11-sinf Kimyo imtihon javoblari 2024
Tavsiya etamiz : Boshqa fanlardan imtihon javoblari
Статистика - наука, изучающая все массовые явления, к какой бы области они ни относились, обладающие признаками совокупности. В более специальном смысле статистика - наука, исследующая с количественной стороны массовые общественные явления, и в то же время - метод изучения каждой конкретной совокупности. Таковым она является для каждой общественной науки, поскольку в результате исследования обнаруживает присущие их природе последовательности, повторяемости, тенденции, закономерности, направления развития и измеряет их действие. Констатированные статистическим методом, они сразу становятся достоянием той конкретной науки, к кругу объектов исследования которой принадлежит это массовое общественное явление. Практически нет науки, в поле зрения которой не попадали бы массовые процессы. Соответственно все они (науки) используют статистический метод. И принижать статистику как науку до уровня эклектики недопустимо. Исследовать явление методами статистики - значит, исследовать его как явление массовое. Термин «статистика» употребляется, по меньшей мере, в трех взаимосвязанных значениях: статистика как конкретные количественные сведения, статистика как практическая деятельность по их сбору и обработке, статистика как наука и соответствующая ей учебная дисциплина. Количественные показатели говорят о многом. Это один из главных признаков предмета статистики, но вне связи с другими признаками его ценность может быть невелика. Общая черта сведений, составляющих статистику, объект ее исследования (в каждом конкретном случае) - то, что они всегда относятся не к одному единичному (индивидуальному) явлению, а охватывают сводными характеристиками целый ряд таких явлений, т.е. их совокупность. В частности, статистическая совокупность - это множество элементов, обладающих массовостью, некоторыми общими, но не 3 обязательно системными свойствами, существенными характеристиками - однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных элементов и наличием вариации признаков, их характеризующих. Например, в качестве особых объектов статистического исследования, т.е. статистических совокупностей, могут быть: граждане какой-либо страны, региона; деятельность органов охраны правопорядка по социальному контролю над преступностью и другие явления, отражаемые основной и текущей статистикой. При этом нельзя забывать, что статистическая совокупность - это реально существующие явления, факты, объекты. 4 §.1. Понятие единого учета преступлений, система учета преступлений, органы, осуществляющие учет. Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. Система учета основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Упомянутая корректировка допускается лишь в пределах года, являющегося законченным отчетным периодом. Изменения, которые появились после годового отчета, в первичные документы учета преступлений и лиц не вносятся. Правила единого учета распространяются на все правоохранительные органы, имеющие право на возбуждение и расследование уголовных дел: органы прокуратуры, внутренних дел, службы национальной безопасности и органы дознания. Первичный учет преступлений осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек): на выявленное преступление (Ф.1); о раскрытии преступления или других результатах расследования (Ф.1.1); на лицо, совершившее преступление (Ф.2); о результатах рассмотрения дела в суде (Ф.6). Перечень показателей этих карточек устанавливается Генеральной прокуратурой и МВД РУз, а по карточке (Ф.6) совместно с Верховным судом РУз. Первичные документы учета (статистические карточки, журналы учета и другие материалы) лежат в основе значительной части официальной отчетности (месячной, полугодовой, годовой) органов внутренних дел, 5 прокуратуры, таможенной службы, а также службы национальной безопасности и военной прокуратуры. Не имея возможности рассмотреть около сотни всех форм государственной и ведомственной отчетности, которые формируются в различных правоохранительных органах, сосредоточим основное внимание на государственной и наиболее важной ведомственной статистической отчетности органов внутренних дел и прокуратуры. 1. В органах внутренних дел непосредственно учитывается, во- первых, более 80% зарегистрированных уголовных деяний; во-вторых, сведения о преступлениях, первоначально учтенных в органах прокуратуры, таможенной службы и формируются в официальную статистическую отчетность в информационных центрах МВД; в-третьих, именно органы внутренних дел осуществляют счет и выдачу четырех форм государственной статистической отчетности, а также около 20 форм ведомственной отчетности, раскрывающих относительно полную картину как состояния учтенной преступности, так и результатов деятельности различных служб органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников. Помимо форм государственной и ведомственной отчетности, базирующихся на документах первичного учета криминальных явлений, в МВД РУз обрабатывается еще почти 70 форм, освещающих различные стороны оперативной и служебной деятельности. Головная организация МВД РУз в вопросах разработки и совершенствования ведомственной статистической отчетности - это Информационный центр (ИЦ) МВД РУз. Порядок предоставления статистической информации в органах внутренних дел определяется Единой инструкцией по подготовке статистических отчетов для передачи в ИЦ из органов, подразделений и учреждений внутренних дел. На Генерального прокурора РУз согласно Закону о прокуратуре (1992 г.) возложена координация деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 6 (ст.8). Генеральная прокуратура РУз совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывают систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок представления отчетности в органах прокуратуры. На принципах единого учета преступлений статистическая отчетность разрабатывается МВД и другими правоохранительными органами (в согласовывается с Генеральной постановлением Госкомстата РУз. отчетность базируется на учете криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры и таможенной службы, которые охватывают более 95% учтенных преступлений, и обобщается в ИЦ МВД РУз. По Положению о МВД от 25 октября 1991г., оно формирует, ведет и использует учеты, банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно- информационное обслуживание органов внутренних дел и других государственных органов, организует государственную и ведомственную статистику. рамках своей компетенции), прокуратурой и утверждается Государственная статистическая государственная §.2. Статистические карточки: об итогах дознания и расследования; о лицах совершивших преступления; о движении уголовного дела; об итогах рассмотрения дел в судах. Попытка Госкомстата РУз создать единую для всех правоохранительных органов государственную отчетность о состоянии преступности остается не реализованной. Нет сомнения в том, что государственная статистическая отчетность о состоянии преступности должна быть целостной. Однако и в других странах сведения о некоторых видах преступности, особенно о преступности военнослужащих, как правило, 7 закрыты и не включаются в официальную статистическую отчетность. 2. Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов состоит из шести форм. 1) Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Ф. No 1, полугодовая, представляемая в МВД и Госкомстат РУз), в котором, кроме сведений о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых в отчетном периоде преступлениях (по главам, наиболее распространенным статьям УК и категориям тяжести), приводятся данные о расследованных преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц, о нераскрытых преступлениях прошлых лет и др. (Здесь и далее полугодовая форма отчета, представляется за первое полугодие - за полгода, за второе - за год.) 2)Отчет о зарегистрированных и нераскрытых преступлениях (Ф.No1- А, представляется по телеграфу, и проводятся ежемесячно). 3)Единый отчет о преступности (Ф. No 1-Г, годовая, представляемая в МВД и Госкомстат РУз), в котором приводятся сведения по перечню всех видов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ (ст. 105- 360) в соотношении с характеристиками преступлений и выявленных лиц. 4)Отчет о лицах, совершивших преступления (Ф. No 2, полугодовая, представляемая в МВД и Госкомстат РУз), в котором эти лица распределяются по полу, возрасту, образованию, месту жительства, социальному и должностному положению, категории тяжести совершенного деяния, состоянию (алкогольное, наркотическое опьянение), характеристике групповых преступлений (организованных групп) и другим уголовно- правовым, социально-демографическим признакам, соотнесенным с различными группами и видами преступлений. 5)Отчет о розыске граждан, скрывшихся от органов власти и без вести пропавших (Ф.No3. проводиться каждый полгода). 6)Отчет о работе прокурора (Ф. П. полугодовая, представляемая в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РУз), содержание которого выходит 8 за пределы сведений о состоянии преступности и борьбе с ней к более общим сведениям о правопорядке в стране. В нем находят отражение результаты надзора за исполнением законов и за законностью правовых актов, издаваемых на различных уровнях власти и в различных министерствах (ведомствах), за законностью предварительного следствия и дознания, за исполнением законов в местах лишения свободы и предварительного заключения, а также сведения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и хозяйственных дел и др. 3. В дополнение государственной статистической отчетности в органах внутренних дел имеются еще более 70 форм ведомственной статотчетности, в том числе более десяти форм о различных аспектах состояния преступности и борьбы с ней. Назовем лишь некоторые из них. 1)Отчет о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (Ф. 1-А, ежемесячная, с нарастающим итогом). В нем отражаются общие сведения о состоянии преступности, сведения о преступлениях экономической направленности, преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, совершенных в общественных местах и на улицах, преступлениях, по которым установлены лица, их совершившие, об участии различных правоохранительных органов и служб в установлении виновных и раскрытии преступлений, преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц, преступлениях, совершенных иностранцами и в отношении иностранных граждан, о лицах, совершивших преступления, и др. Это наиболее полный отчет оперативного характера, на основе данных которого ежемесячно выдается экспресс-информация и другие оперативные материалы, в том числе и ежемесячно публикуемые. 2)Отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (Ф. 2- Е, полугодовая). Отчет содержит показатели работы различных правоохранительных органов о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, распределенных по видам деяний, а также о результатах и сроках рассмотрения сообщений и обоснованности принятых по ним 9 решений. 3)Отчет о незаконном обороте, производстве и использовании наркотиков (для Интерпола) (Ф. 1-НОН). 4)Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (Ф. 1-ОП). 5)Отчет о преступлениях, совершенных с помощью оружия (Ф. 1- Оружие). 6)Отчет о состоянии преступности на транспорте (Ф. 1-ТР). 7)Отчет о результатах работы органов дознания (Ф. 3-Е). 8)Отчет о преступлениях, связанных с незаконным оборотом радиоактивных материалов (Ф. 235). 10)Отчет о розыске лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов (Ф. 3) 11)Отчет о работе органов внутренних дел по раскрытию преступлений (Ф. 4-1) и многие другие. §.3. Официальный учет статистических данных. Суды осуществляют уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой учет юридически значимых явлений и процессов. Единицы измерения судебного учета - уголовное дело, преступление, подсудимый, мера уголовного наказания, административное дело, правонарушитель, мера административного наказания, гражданское дело, стороны в гражданском процессе, результаты разрешения спора и др. Первичный учет в судах всех уровней, как правило, строится на основе статистических карточек и соответствующих журналов учета. Правильная организация первичного учета - необходимое условие надежной статистики о работе судов, судимости, мерах наказания, административной юрисдикции, разрешении гражданских споров и т.д. Статистические карточки в судах первой инстанции ведутся на 10 уголовное дело, на подсудимого, на гражданское дело, на исполнительное производство. Работа по делам апелляционной, кассационной и надзорной инстанций также отражается в соответствующих карточках. Кроме них в судах ведутся журналы регистрации уголовных, административных и гражданских дел, которые также являются первичными документами учета. Учетно-регистрационная карточка на уголовное дело содержит сведения о его регистрации и движении. Основной документ первичного учета - статистическая карточка на каждого подсудимого, в которой отражаются: 1)сведения о подсудимом (фамилия, имя, отчество, пол, возраст, гражданство, местожительство, образование, род занятий, занимаемая должность, судимость и др.); 2)сведения о преступлении (характер, стадия совершения, рецидив, число соучастников, состав преступной группы, место совершения, отрасль хозяйства и форма собственности объекта посягательства и др.); 3)сведения о приговоре, определении, постановлении (результат рассмотрения дела, основная и дополнительная квалификация деяния, вид и мера основного и дополнительного наказания и т.д.); 4)сведения об апелляционном, кассационном рассмотрении дела, где указываются решения данных инстанций. Карточка на подсудимого заполняется судьями первой и второй инстанций. В общей сложности в ней содержится более 800 юридически значимых признаков, обозначенных текстуально и путем кодирования, что позволяет использовать их при машинной обработке. Если учесть, что каждый из признаков может быть соотнесен с любым другим, то информацию о подсудимом, возможно расширить до полумиллиона единиц. Учетно-статистическая карточка на гражданское дело заводится в день поступления искового заявления, а затем в ней отражаются все процессуальные действия суда по делу: содержание иска, сроки и результаты его рассмотрения, обжалование в вышестоящий суд, сведения об истце и 11 ответчике, другие данные. §.4. Учет и отчетность в органах Министерства юстиции и судах. Учетно-статистическая карточка на исполнительное производство отражает работу судебного исполнителя по исполнению решения по гражданским делам и приговоров в части возмещения материального ущерба по уголовным делам, а также движение исполнительного документа, сроки и результаты исполнения судебного решения. Карточка по учету сумм ущерба отражает размер материального ущерба, причиненный преступлениями экономической направленности. Она заполняется на каждое аналогичное дело и в ней отражается динамика погашения ущерба во время предварительного следствия, а также до и после вступления приговора в законную силу. На основе обработки статистических карточек, журналов регистрации и других материалов первичного учета формируется вся статистическая информация о динамике и структуре судимости, личности осужденных, мерах наказания, движении уголовных и гражданских дел, гражданском и уголовном судопроизводстве. 2. Государственная статистическая отчетность судов первой инстанции ведется на основании Инструкции от 14 марта 2002 года «О введении статистической отчетности в судебных учреждениях», утвержденной приказом Председателя Верховного суда РУз. Она включает в себя: 1)Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел (Ф. No 1, полугодовая); 2)Отчет о рассмотрении дел об административных правонарушениях (Ф. 1-АП, полугодовая); 3) Отчет о рассмотрении обращений граждан судами по уголовным и гражданским делам (Ф.No1-ОГ). 12 4)Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел (Ф. No 2, полугодовая); 5) Отчет о рассмотрении уголовных дел в порядке апелляции и кассации (Ф.No6). 6) Отчет о рассмотрении уголовных дел в порядке надзора (Ф.No8). 7)Отчет о рассмотрении гражданских дел в апелляционном и кассационном порядке (Ф.No7). 8) Отчет о рассмотрении гражданских дел в надзорном порядке (Ф.No9). В этих отчетах отражаются количество и характер судебных дел, рассмотренных судом, сроки их рассмотрения, характер приговоров и решений, сумма материального ущерба, его возмещение и другие показатели судебной деятельности. 5)Отчет (Ф. No 10, полугодовая) распределяется на три части: о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах наказания (Ф. No 10.1), особенности применения уголовного наказания (Ф. No 10.2), меры наказания по наиболее тяжкому преступлению (Ф. No 10.3); 6)Отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (Ф. No11, полугодовая). Отчет о судимости по отдельным отраслям хозяйства (Ф. No Па, полугодовая); 7) Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте (Ф. No 12). Отчеты форм 10, 11 и 12 имеют особое значение для анализа судимости и осужденных. Во-первых, они формируются на основе массива статистических карточек на осужденных лиц. Во-вторых, они содержат большое число статистических показателей, необходимых для анализа судимости и осужденных. §.5. Автоматизированные системы обработки данных юридической статистики. 13 В строках отчетов (Ф. No 10) дается перечень групп преступлений (по главам УК) и их основных видов (по статьям УК), а по графам указывается число лиц, дела, в отношении которых были прекращены, невменяемых, оправданных, осужденных, осужденных по видам и мерам наказания, особенностям его применения и т.д. В строках отчетов (Ф. No 11) дается тот же перечень групп и видов преступлений, как и в отчетах Ф. No 10, а в графах подробная характеристика осужденных по месту жительства, возрасту, занятиям, судимости, трудовой занятости, совершению преступления в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического), в группе, в том числе организованной, а также по отраслям хозяйства, где совершено преступление, и т.д. В отчете о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях (Ф. No 1-АП) по строкам дается перечень административных правонарушений, подведомственных суду и предусмотренных КоАО, Таможенным кодексом, другими законодательными актами РУз и местными нормативными актами, а также правонарушений, предусмотренных КоАО, но не подведомственных суду. По графам отчета даются признаки характеристики личности правонарушителей, виды административных взысканий, суммы наложенных и взысканных штрафов и другие сведения. 3. Отчетность о работе по рассмотрению уголовных дел в апелляционном, кассационном и надзорном инстанциях включает в себя: 1)Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в апелляционном и кассационном порядке (Ф. No 6); 2)Отчет о рассмотрении в апелляционном, кассационном и надзорном порядке дел с исключительной мерой наказания (смертной казнью) (Ф. No 6- А); 3)Отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в апелляционном и кассационном порядке (Ф. No 7); 14 4)Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора (Ф. No 8); 5)Отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в порядке надзора (Ф. No 9). 4. Министерство юстиции Республики Узбекистан располагает отчетностью о работе нотариальных контор (заверение договоров, доверенностей, завещаний, свидетельств верности копий документов, выдача документов на право наследования и т.д.); органов записи актов гражданского состояния (рождения, смерти, браки, разводы, усыновления, установления отцовства, перемена фамилий, имен и отчеств и т.д.); о работе коллегии адвокатов (оказание юридической помощи, защита прав и законных интересов граждан, предприятий и учреждений); о работе судебно- экспертных учреждений системы юстиции (виды судебных экспертиз, сроки их проведения и другие показатели). Заключение Элементы, множество которых образует изучаемую статистикой совокупность, называют единицами статистической совокупности. Определить статистическую совокупность - значить определить входящие в нее элементы, т.е. единицы статистической совокупности. Единицы совокупности характеризуются разного рода общими свойствами, признаками, показателями примет, знаков, по которым можно узнать, определить что-либо. Признаки, варьирующиеся от единицы к единице, составляют специфическую черту совокупности, делающую ее предметом изучения статистики. Соответственно они называются статистическими признаками. Однако, никакое статистическое описание не может исчерпать разнообразия признаков, свойственных даже относительно простому явлению. Тем более, не может сделать этого судебная статистика, изучающая столь сложный объект, как, например, преступность, и «выхватывающая» 15 лишь одну (количественную) сторону этого объекта. Иными словами, статистика имеет дело не с самими объектами как целостными образованиями, а лишь с некоторыми их признаками. Очевидно, что единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обуславливающими качественную определенность совокупности, обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует вариация признаков. Под вариацией понимается изменение величины признака при переходе от одного объекта (группы объектов) к другому. Вариация этих признаков обусловлена различным сочетанием условий, составляющих развитие элементов множества. Например, уровень аварийности на дорогах определяется как уровнем автомобилизации страны, региона, так и соотношением в регионе количества водителей- профессионалов и автолюбителей, состоянием самих дорог, отношением к соблюдению установленных правил других участников движения и т.д. Отсюда ясно, что именно наличие вариации предопределяет необходимость статистики. Если бы единицы совокупности были полностью тождественны друг другу, то не было бы потребности обращаться к множеству единиц: достаточно лишь изучить одну единицу, чтобы знать все обо всех явлениях этого вида. 2. Особое место в значимости количественных показателей изучаемых явлений и процессов принадлежит уровню их массовости. Статистика не изучает единичные или исчисляемые небольшим числом явления и процессы. Чем массовей совокупность изучаемых признаков и чем большее число их будет изучено, тем объективнее могут быть получаемые показатели. Статистику интересуют не просто массовые совокупности явлений и процессов, а совокупности, имеющие какие-то одинаковые качественные признаки. В связи с этим большую совокупность преступлений можно объединить (разделить) по видам деяний, мотивам, возрасту виновных и т.д. 16 Глоссарий Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. Основной документ первичного учета - статистическая карточка на каждого подсудимого. Система учета основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Статистическая отчетность - форма наблюдения, при которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений, фирм необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепленных подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность сообщаемых сведений. Учет - это научно организованная система фиксации данных, состоящая из оперативного, бухгалтерского учета и статистики. Рекомендуемая литература Рекомендуемые правовые источники 1. Конституция Республики Узбекистан. 2. Закон Республики Узбекистан «О Государственной статистике» от 12.12.2002 г., вед.12 Литература и искусство Литература и искусство являются эффективным средством влияния на сознание людей, приобщения их к богатым культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям народа. Религия Религия – одна из важных составляющих духовности, нравственности и культуры. Необходимо помнить, насколько это деликатная и сложная сфера общественной жизни. Национальная идеология всегда в той или иной степени соотносится с религиозными взглядами. Религия через проповедь нравственных, гуманистических ценностей укореняет в сознании людей идеи национальной независимости. Формирование адекватного отношения к религии – важная идеологическая задача. Следует придать новый импульс изучению гуманистических основ религии для противодействия религиозному фанатизму и экстремизму. Физическая культура и спорт Физическая культура и спорт являются важным фактором духовного и нравственного совершенствования. Спорт укрепляет волю, стремление человека к достижению цели, учит терпеливо переносить трудности, воспитывает веру в победу. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на основе национальной идеологии предполагает охрану и укрепление физического и психического здоровья, формирование основ здорового образа жизни. Необходимо создать и реализовать целостную систему приобщения детей и молодежи к занятиям физкультурой и спортом. Велика роль спорта в приумножении славы Родины. Народ, который имеет здоровое, высокообразованное и самоотверженное молодое поколение, непременно обеспечит себе великое будущее. Поэтому массовость физкультуры и спорта, военно-патриотическое воспитание, их развитие являются одной из важных условий формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Обычаи, обряды, праздники Формировавшиеся на протяжении веков как бесценное наследие многих поколений обычаи, обряды и праздники также являются фактором реализации идеи национальной независимости. Необходимо наполнять глубоким идейным содержанием новые праздники и ритуалы: Мустакиллик, День Конституции, День защитника Родины, День учителя и наставника, День памяти и почестей, пропагандировать прогрессивные обычаи и обряды. Семья, являясь первичной ячейкой общества, живѐт, следуя многовековым традициям. Семья является для человека надѐжной опорой, очагом его духовности и нравственности. Семейная преемственность позволяет сохранять и передавать из поколения основные понятия и правила общественной жизни, традиции и обычаи, ритуалы и обряды, являющиеся частью социального опыта народа по воспитанию молодого поколения. Махалля является специфической моделью национального самоуправления по месту жительства, опираясь на вековые традиции, обычаи и обряды, восполняет важные организационно-воспитательные функции. Трудовые коллективы являются социально-нравственной средой, где проходит значительная часть жизни человека, формируются его социальные и личностные установки и взгляды. Каждое поколение вносит свой вклад в общественный прогресс, вписывает свою страницу в книгу великой истории нашего народа. Это деятельный процесс, в ходе которого идеология национальной независимости обогащается и совершенствуется по мере реализации благородных целей и задач поставленных перед обществом, накопления им опыта в процессе поступательного развития. Литература: 1. Конституция Республики Узбекистан. – Ташкент, 1998. 2. И.Каримов. Узбекистан на пороге ХХ1 века. – Ташкент, 1997. 3. Идеи Национальной независимости. – Ташкент, 2003.