Зуннунова Саида (1926–1977)Saida Zunnunova (1926–1977)

Saida Zunnunova

Биография

Саида Зуннунова — поэтесса и писатель, одна из основоположниц женской узбекской литературы нового времени.

Саида Зуннунова родилась в 1926 году в Андижане в семье служащего. Окончив среднюю школу, Саида Зуннунова поступает в Андижанский педагогический институт, а затем на факультет филологии Среднеазиатского Государственного университета. По окончании учёбы Саида Зуннунова в разное время работает в редакции журнала «Гулхан», газете «Культура Узбекистана» и в качестве консультанта Союза писателей Узбекистана.

 

Первое стихотворение поэтессы было опубликовано в 1945 году в газете «Пахта фронти». Регулярно публикуются сборники поэзии Саиды Зуннуновой — «Ваша дочь написала» (1948), «Новые стихи» (1950), «Долина цветов» (1954), «Девушки», «Раздумья одного года» (1967), «Лотос» (1972). Также Саида Зуннунова проявляет себя и как талантливый прозаик, в разное время выходят сборники её повестей и рассказов «Гульбахор» (1956), «Новый директор» (1957), «Гулхан» (1958), «Огонь» (1962), «Среди людей» (1964), «Светлые улицы» (1965), «Восхищаюсь тобой» (1972), «Директор». Проза Саиды Зуннуновой повествует о трудовой и семейной жизни и любви, в которых главными героями зачастую являются женщины.

 

На одном из собраний секретариата Союза писателей Узбекистана встал вопрос об исключении «жены врага народа» Саиды Зуннуновой из членства Союза.

Председатель поднял Саиду и начал допрос, будто он следователь:

– Почему вы до сих пор не отреклись от своего мужа – врага народа? Вы позорите честь писателей. Члены секретариата требуют, чтобы вы отреклись от своего мужа.

– Я не могу так поступить! – уверенно ответила Саида. – Вы требуете от меня отказа от своего мужа, иначе исключите из Союза. Я тоже выдвину свое условие. Если согласитесь, я отрекусь от супруга.

– Говорите, какое условие? – спросил председатель.

– Хочу увидеть мужа. Пусть сам скажет, что он враг народа. Тогда я отрекусь от него.

– Это невозможно.

Саида заупрямилась:

– Никакая организация, ни один человек не вправе вмешиваться в это…

Саида покинула собрание. Пошла на почту и написала на имя председателя письмо, полное обиды. В другой конверт положила удостоверение, выданное Союзом писателей, и отправила его в отдел кадров.

 

Кажется, сама судьба выбрала их для красивой истории любви, а начиналось все просто. Из воспоминаний Саида Ахмада: «Я работал корреспондентом Молодежной газеты в период строительства Большого Ферганского канала. В один из прекрасных дней мы встретились с юной поэтессой из Андижана Саидой Зуннуновой. Она попросила у меня несколько книг. Их у меня не было, но я достал эти учебники у друга и передал Саиде. Книги так и остались у нее… Спустя некоторое время мои родственники повидались с родными Саиды, и наша свадьба была назначена на 28 ноября 1949 года…»

 

Но их счастье не было долгим. Как вспоминает Саид Ахмад, когда было совсем тяжело Саида-опа часто повторяла: «Наверное я родилась, чтобы нести муки…» И даже в день свадьбы она променяла свадебное платье на траурное: 28 ноября 1949 года скончался любимый брат невесты Насибджон в возрасте 17 лет. И ее мать Сабохон-ая вместо того, чтобы веселиться на свадьбе дочери, вернулась в Андижан хоронить сына.

Саида Зуннунова любила бирюзовый цвет. И даже будучи в гостях, увидев женщину с бирюзовыми серьгами, тут же подсаживалась к ней. Порой она всматривалась в кольцо с бирюзой на своем пальце и замолкала. В такие моменты рождалось новое стихотворение или рассказ.

 

Как рассказывала сама Саида-опа, бирюзовый цвет напоминал ей детство, то небо, которым они любовались на крыше дома.

Саидахон рано потеряла отца, посему в заботах о младших братьях она не познала всей красоты юности. Мать Сабохон по возвращении девочек домой увлекала их шитьем чорси (квадратный платок для подпоясывания), тюбетеек. Так они зарабатывали на жизнь…

 

Саидахон по окончании Андижанского педагогического института стала преподавать в Турткульской сельской школе Избосканского района. Каждую неделю она отвозила домой свой заработок и возвращалась обратно, пройдя двадцать километров. Возможно, поэтому даже после замужества Саида так и не привыкла тратить деньги мужа…

 

Супруг и супруга – муза друг для друга

 

Из воспоминаний Саида Ахмада: «Я не помню, чтобы Саидахон что-либо писала за рабочим столом. Она могла готовить в казане еду, а другой рукой писать стихи или, раскачивая люльку, клала на колени тетрадь и писала, писала… Дома был не один, а целых три письменных стола, а она писала где придется – то за окном или на гладильной доске. Некоторые стихи она начинала писать на обложке журнала и продолжала на телефонной книжке. Потом все это собирала и печатала на машинке в двух экземплярах». Сам же писатель работал только по ночам. Он не хотел, чтобы жена читала его работы без редакции, посему на двери писал: «Саида Зуннунова, рассказ закончен. Пока не читайте!» – и лишь затем уходил отдыхать. На следующий день редактировал и лишь потом читал Саиде-опа.

«Я уже прочитала. Хороший рассказ», – сообщала она. С тех пор Саид-ака взял в привычку прятать неотредактированные работы, прежде чем уходить спать.

Но разве есть женщина, которая не знает все дыры в своем доме? Саида-опа так и продолжала читать неотредактированные произведения…

 

Саид Ахмад не переносил критику, и стоило кому-либо покритиковать его работу, он мог потом месяцами ничего не писать. А похвала окрыляла его. Саида-опа знала об этом и всегда приносила с улицы разные «новости»:

– Я видела Ойбека-ака. Оказывается, он любит ваши рассказы. Спрашивал, почему вы перестали писать.

Саид-ака подозревал, что это может быть ложью, но задумывался: «А вдруг это правда? Нельзя разочаровать Ойбека-ака» – и старался писать еще лучше.

Саида-опа в следующий раз приносила новость от Гафура Гуляма, а затем Абдуллы-ака и таким образом побуждала супруга к работе.

Когда она увидела критику на первую книгу романа «Горизонт» в журнале «Звезда Востока» в 1965 году, то тут же выдернула эти страницы из журнала. Именно в этот период Саид Ахмад писал вторую книгу романа – увидев критику, он не смог бы продолжить работу.

Супруги всегда оберегали, вдохновляли друг друга и прожили вместе почти тридцать лет…

 

С надеждой увидеть цветущую джиду

 

Саида Зуннунова любила запах цветущей джиды. Из воспоминаний Саида Ахмада: «Когда цвела джида за три двора от нашего дома, мы каждый вечер выходили гулять, а ее запах окутывал всю улицу. К нам присоединялись и другие соседские женщины, и мы все вместе сидели под джидой. Прежде чем зайти домой, мы отрывали одну ароматную ветку, а затем ставили ее в банку с водой. Весь наш двор наполнялся ее запахом. В такие моменты Саидахон до самой полуночи сидела во дворе с какой-нибудь книгой, а затем брала тетрадь и тут же начинала писать стихи. Многие из ее стихотворений были написаны именно в период цветения джиды».

Жизнь цветка джиды коротка. За несколько дней она наполняет округу своим ароматом и «покидает» этот свет. Не насытившись ее ароматом, Саидахон жила в ожидании следующей весны – «доживу ли до нее?»

 

Из воспоминаний Саида Ахмада: «Это было весной 1977 года. В середине марта зацвела урючина. Я оторвал одну из цветущих веток урюка, а затем собрал фиалок, посаженных нами под вишней, и вместе со вторым томом «Избранных произведений», который только вышел из типографии, отправился навестить Саидахон в больнице. Она сначала пролистала второй том, от которого еще исходил запах типографских чернил. Затем понюхала фиалки. И лишь потом посмотрела на ветку с цветами урюка.

– Это цветы урючины из нашего двора? – спросила она.

– Да, – ответил я. А она спросила:

– Джида у ворот Маргубы еще не зацвела?

– Зацветет через месяц, – ответил я.

– А я все переживала, не зацветет ли она, пока я в больнице. Благо, когда она зацветет, я буду уже дома…

Когда зацвела джида, Саидахон уже не было… Через месяц я оторвал ветку цветущей джиды и положил на ее могилу». Саида Зуннунова скончалась в возрасте 51 год в 1977 году.

У Саида Ахмада после смерти его супруги часто спрашивали: «Почему вы так и не женились после смерти Саиды-опа?». Саид-ака же отвечал: «Я хочу встретиться с ней со светлым лицом». Писатель пережил свою супругу на 30 лет! Ведь некогда и Саида-опа проявила свою преданность в годы заключения мужа…

Семья

Супруг — Саид Ахмад, узбекский советский писатель и драматург, дочь – Нодира Хусанходжаева.

Память

10 июня 2013 года в Национальном парке Узбекистана в Ташкенте был установлен памятник Саиде Зуннуновой и Саиду Ахмаду.

Награды и премии

Орден Знак Почёта

Saida Zunnunova

Saida Zunnunova haqida.

Talantli shoira,  jozibali nasriy asarlar muallifi Saida Zunnunova 1926 yili Andijon shahrida xizmatchi oilasida dunyoga keldi. Otadan  erta yetim qolgan Saida 1941-1943 yillar Andijon o‘qituvchilar institutida tahsil oladi.

Saida Zunnunova ijodiy faoliyati.

U Andijon maktablarida muallima, gazeta muharririyatlarida    adabiy xodim bo‘lib ishlagan.

Adabiyotga muhabbat shoirani O’rta Osiyo Davlat universiteti (hozirgi Toshkent Davlat dorilfununi)ning filologiya fakultetiga  yetakladi. O’qishni    tamomlab, “Gulxan” oynomasida, «O’zbekiston madaniyati» ro‘znomasi va Badiiy adabiyot nashriyotida ishlagan adiba O’zbekiston Yozuvchilar uyushmasida maslahatchi  bo‘lib ham xizmat qiladi.

Saida Zunnunova she’riy to’plamlari.

Birinchi she’ri 1935 yili «Paxta fronti» gazetasida bosilgan.  Saida Zunnunovaning baxtli yoshlikni tarannum etuvchi she’rlari matbuot safalarida tez-tez ko‘rinadi.

Baxtiyor yoshlik, ona-Vatan, erkin mehnatni tarannum etuvchi «Qizingiz yozdi» (1948), «Yangi she’rlar» (1950), «Gullar vodiysi» (1954), «Qizlarjon», «Bir yil o‘ylari» (1967) she’riy to‘plamlari kitobxonlarga taqdim etildi.

Saida Zunnupova nasrda ham sermahsul ijod etgan adibadir. Uning  «Gulbahor»   (1956)   hikoyalar to‘plami ishchilar hayoti, muhabbat, oila, eskilik qoldiqlarvga qarshi kurash mavzularini aks ettirsa, «Gulxan» (1958) povestining asosiy qahramoni ayollar bo‘lib, ularning yigirmanchi yillardagi kurashi o‘ziga xos badiiy bo‘yoqlarda ifodalangan. «Olov» (1962), «Odamlar orasida», «Ko‘chalar charog‘on» (1965), «Bo‘ylaringdan o‘rgilay» (1972), «Direktor» kabi asarlarining qahramonlarp ham ayollardir.   

Qo‘shqanotli ijodkor adib Said Ahmadning turmush hamrohi, sevimli rafiqasi edi. Ularning yolg‘iz qizlari, undan birgiia nabiralari bor.

So‘zlarga xassoslik, siqiqlik, tabiiylik, yasama-sun’iy obrazlardan qochish Saida Zunnupova hikoyalariga husndir.

Ona-Vatanga sadoqat, mehnat va baxt, muhabbatni haqgo‘ylik bilap kuylagan shoiraning lirik she’rlari, jozibador qo‘shiqlari, nasriy asarlari adabiy xazinamizni boyitib kelmoqda.

Adiba asarlarini rus va boshqa qardosh xalqlar kitobxonlari o‘z ona  tillarida  sevib  o‘qimoqdalar.

Saida Zunnunovaning mukofotlari.

Hukumatimiz Saida Zunnunovaning adabiyotimiz taraqqiyotiga qo‘shgan salmoqli hissasini taqdirlab, uni Hurmat belgisi ordeni bilan mukofotlagan.

Ijodkor ayni kamolot yoshida 1977 yil 51 yoshida og‘ir xastalikdan bevaqt vafot topdi. Uning hassos nazmi, samimiy nasri o‘zbek kitobxonlarining ma’naviy mulkiga aplanib qoldi.

Taniqli yozuvchi Said Ahmadning sevimli rafiqasi boʻlmish Saida Zunnunova 1977 yili ogʻir xastalikdan keyin 51 yoshida vafot etgan.