Шукур ХолмирзаевShukur Xolmirzayev

Shukur Xolmirzayev

 

Шукур Холмирзаев родился в 1940 году в селе Шахидлар Байсунского района Сурхандарьинской области. В 1957 — 1962 годах был студентом отделения журналистики филологического факультета Ташкентский государственного университета (ныне Национальный государственный университет Республики Узбекистан), после окончания которого работал в ряде издательств и редакциях газет и журналов. Первая книга — повесть “На белом коне” — издана 1962 году. Вторую повесть молодого писателя — “Вольны”- высоко оценил А. Каххар.

Романы писателя: “Последнее пристанище” (1976), “Над пропастью” (1984), “Путешественник”, “Страшилище” («Олабужи») (1991) “Динозавр”(1996).

Пьесы писателя: “Банкет”, “Черный овраг”.

Рассказы : “Восемнадцать бывает каждому” (1964), “Загадка судьбы” («Такдир башорати») (1968), “Дороги, сопутники” («Йуллар юлдошлар») (1973), “Пойдем в горы” («Юр, тогларга кетайлик») (1976), “Чулок турна” (1978), “Глинные улицы” («Тупрок кучалар») (1978) “Язык птицы” (1982), “Последные дни героя” (1984), “На горы выпал снег” (« Тогларга кор тушди») (1986),”Последные дни Абдулла Наби-углы” (1983), “Эх, Эшниёз” («Эсиз, Эшниёз») (1988), “Луна за облакам” (1997) и др.

В рассказах “Прошла весна”(«Бахор утди»), “Свобода”, “Узбекский характер”, “Жизнь вечна”, “Если сдвинется тяжелый камень”, “Луна за облаками”, “Пленный беркут”, “Синее море”, “Хозяин коня” и других писатель философически раскрывает узбекский национальный характер и отношения человека с природой.

В его небольшом рассказе «Пастух» как бы сосредоточивают­ся все «вечные» этические проблемы — проблема добра, любви, совести. Для героя рассказа, старика Остонакула, настолько важны идеалы добра и совести (даже в отношении больной ско­тины), что он готов понести наказание за свою «вину» (вовремя не зарезал больного вола), чем лишить жизни живое существо. Для старика больной вол — это не просто «мясо», это живое существо, способное чувствовать боль и страх. Старый пастух даже обращается к волу как к человеку: » — О, господи! Что же с тобой? Может, устал? Встань! Встань!».

И не случайно автор рассказа так подробно описывает бо­лезнь вола, психологически тонко подчеркивая боль и страда­ния, испытываемые животным. Шукур Холмирзаев делает нас сопричастными к приближающейся смерти, заставляет читате­ля испытывать жалость к мучениям живого существа: «Вол под­нялся, кожа его дрожала. Он осторожно пошевелил хвостом. До самого Кукбулака вол не сорвал ни травинки. Его товарищи с хрустом поедали мелкий хворост, а старый вол едва брел, неве­селый, с поникшей головой…»

Старик Остонакул не просто жалеет умирающую скотину, он уважает тот труд, который исполнял вол. Старик не может нару­шить основной нравственный закон жизни — плати за добро добром. Высокая нравственность старика и вменяется ему в «вину» руководством совхоза. Но он выше их обвинений, глав­ное для него — следовать законам Добра.

Нравственная проблематика лежит в центре другого расска­за Шукура Холмирзаева «Жизнь вечна».

Рассказ о главном агрономе колхоза Надыре Рузикулове — символичная история о человеке, пережившем свою «смерть» во сне. Человек грубый и в чем-то даже жестокий — ему ничего не стоит оскорбить тещу, бросить камень в собаку — вдруг, поте­ряв по своей вине близких и ощутив тоску одиночества, начина­ет задумываться над своей жизнью, размышлять о том, какой он человек. Чтобы обострить ситуацию оценки человеком своего «я», автор использует метафорическую «смерть» — Надыр засы­пает, но сон свой ощущает как смерть. Таким образом, герой смотрит на себя как бы со стороны, за гранью реальной жизни и оценивает себя с позиций уже «прожитой» им жизни. Все его плохие и добрые поступки проходят перед глазами: «И умер, как собака… И дочь в последнюю минуту не увидел, и жене не ска­зал последнее «прости».

А рабочие совхоза… Среди них много таких, кто уважал его, по-доброму к нему относился…» И он вдруг ощутил всю горечь того, что ничего нельзя изме­нить в этой жизни после смерти, что ошибки надо исправлять пока ты жив: «Все прошло, все уплыло… Ничего теперь не ис­правишь».

И что самое удивительное, Надыр становится свидетелем того, как его несут хоронить. Его путь на кладбище символично отра­жает путь каждого человека к своему последнему месту на земле. Но Надыр, по ту сторону жизни, вдруг осознает мимолетность жизни и суету повседневного: «Такова жизнь человеческая: ро­дился, рос, учился, работал, ругался с людьми, мирился. Думая о том, как жить, мыкал горе, любил. И вот умер. Близкие несколь­ко дней поплачут, поголосят, а потом? Будут вспоминать о нем…»

И он осознал главное в жизни — судить о тебе и вспоминать о тебе будут по тем добрым и недобрым делам, которые ты творил при жизни. И только это имеет ценность, только это значимо и в жизни, и после смерти. И поняв суть вечного нравственного закона — твори Добро, он раскаивается и «оживает».

Проснувшись в реальности, Надыр сделал то единственное, что теперь стало обретать для него смысл, — извинился перед соседом и пошел за семьей.

«По дороге он вспоминал, как и за что его критиковали на собрании вечером, прикидывал, как исправить ошибки, изме­нить кое-что в работе».

Шукур Холмирзаев ещё раз подчеркивает, что цель и назна­чение человека — это творить Добро и следовать нравствен­ным традициям своего народа.

Shukur Xolmirzayev

 

Shukur Xolmirzayev haqida.

Shukur Xolmirzayev 1940 yili Surxondaryo viloyatining Boysun tumanida tavallud topdi. U o‘rta maktabni tugatib, Toshkent dorilfununida tahsil ko‘rdi. Ijodi o‘quvchilik yillaridan boshlandi.

Shukur Xolmirzayev ijodi.

U hozirga qadar kitobxonlarga juda ko‘p hikoyalar, bir necha qissa va romanlar taqdim etdi. Uning ilk qissasi «Oq otli» tog’ bolalari hayotidan hikoya qiladi.

Shukur Xolmirzayevning talabalikda yozilgan «To‘lqinlar» (1963) povesti zamondoshlarimizning murakkab taqdirini qalamga olinishi va o‘ziga xos mahorati bilan Abdulla Qahhorning e’tiborini tortgan va ulkan adib student Shukurga maktub bitib, uni qutlagan edi.

Yozuvchining «O’n sakkizga kirmagan kim bor?» (1965), qissasi avlodlar qismatiga, aniqrogi o‘z avlodi — tengqurlari hayotiga bag‘ishlangan bo‘lib, voqelik ilk muhabbat iztiroblari tarixida tasvirlanadi.

Romanlari.

Muallifning keyingi ijodi — «Olis yulduzlar ostida» «Hayot abadiy», «Og‘ir tosh ko‘chsa…» hikoyalar to‘plami, «So‘nggi bekat», «Qil ko‘prik» «Yo‘lovchi», «Olabo‘ji» romanlaridir.

U Shukur Xolmirzayev ijodining alohida xususiyati shundaki, bu adib o‘zbek milliy hikoyachilik san’atini ustozi Abdulla Qahhordan keyin yangi, yuqori bosqichga ko‘tardi. Uning povest va romanlari hech qolishga sig‘mas, tesha tegmagan obraz, xarakterlarga boyligi bilan ajralib turadi.

San’atkor dramaturgiyaga qo‘l urib, «Qora kamar» asarida bosmachi tamg‘ali o‘zbek vatanparvarlarini ilk bor ulug‘ ozodlik, mustaqillik g‘oyasi uchun qahramonona kurash olib borgan fidoyi millatparvarlar qiyofasida haqqoniy badiiy aks ettirib berdi.

Uning asarlari turli tillarga tarjima qilingan.

Sh. Xolmirzayevning soʻnggi romani “Dinozavr”dir. Muallifning aytishicha: “Kuchlilar yengadi, kuchsizlar yengiladi, deyilgan nazariya notoʻgʻri! Agar kuchlilar yengish qobiliyatiga ega boʻlganlarida, avvalo, dinozavr yenggan boʻlardi. Yoʻq, u oʻladi. Sabab? U shakllanib boʻlgan. Shundoq-da: koʻp mardlar maydonga kiradilar. Ular oʻlimlarini bilishadi. Ammo ular uchun orqaga yoʻl yoʻq. Qoʻrqoqlar-chi? Oʻshandayoq kavaklariga kirib olishganlar…”

Bunday qarash qanchalik munozarali boʻlmasin, muallifning bugungi kunni ‒ yangi davrni qabul qilishdagi ziyolilar fojiasi va iztiroblarini aks ettirishda oʻziga xos bir yoʻl tutgani sezilib turadi.

Mukofotlari.

Keyingi yillarda adibning «Bodom qishda gulladi» (1968), «So‘nmas olov» (1985)’ «Toglarga qor tushdi» (1987) asarlari yaratildi. Yaqinda esa uning «Olabo‘ji» romani nashr etildi. U 1989 yilda Hamza nomidagi Davlat mukofotiga, 1991 yilda O’zbekiston xalq yozuvchisi unvoniga musharraf bo‘lgan.

Shukur Xolmirzayev o‘zbek adabiyoti taraqqiyotiga munosib hissa qo‘shib kelayotgan san’atkorlardandir.